О  ПЕСНЯХ С АЛЬБОМА "И Т.Д.
(комментарии Андрея Макаревича)

1. НАЧАЛО

"Никогда у меня не бывает  такого, что я пишу песню по определенному поводу. Впечатления откладываются, долго лежат и перемешиваются  с другими, и в результате получаются песни."

Я всё на свете не могу -
Уж не судите строго,
И мы сидим на берегу,
И, как река, дорога.

"Песня "Начало" была написана специально  для многосерийного  телевизионного документального фильма "Россия. Начало", который  снимал Виталий Манский.  Он попросил меня написать песню "Начало" и саундтрек  к этому фильму."

Я до конца дойти не смог,
Но помнить не мешало:
У самой главной из дорог
Всегда своё начало.

2. ЧЕРЕЗ СТЕКЛО

И самое главное ты упустил, зато прекрасно видны детали,
Ясно видны детали через стекло.
Конец света, поверь мне, уже наступил, и он совсем не такой, как мы ждали,
И мы продолжаем  двигаться в такт как будто бы ничего не произошло.

"Это,  моя  конкретная реакция на эту программу.  Общественное сознание  деградирует с  пугающей скоростью, сейчас  уже появились такие телевизионные программы, по сравнению с которыми "За стеклом" - это - детский лепет на лужайке. Скажем, когда я случайно натыкаюсь на  "Большой куш" или "Окна", у меня волосы  встают дыбом,  и я думаю, что либо я сошел с ума, либо все вокруг - одно из двух."

3. ТЕМ, КТО УШЁЛ

"В этой песне  у меня  несколько опосредованные ощущения,  и скорее я  писал их даже не от себя. Я знаю довольно многих  музыкантов, рокеров семидесятых, которые  пели про свободу, мечтали о ней, бились за нее, а вот, когда она наступила, оказалось, что это гораздо более сложная среда, чем они предполагали. Многие на этом сломались и не смогли пережить свободу, о которой так мечтали."

Ты помнишь - ещё вчера была такая игра: стоять чуть-чуть вне закона,
Бодаться с совком в тупой чёрно-белой стране.
Любая гитара в красном углу светилась, словно икона,
А стала лопатой для гребли в зеленой волне.

Скажи мне, Майк, куда ушли те времена?
Да не просто скажи, а покажи рукой.
И если время - это река, то куда утекла она?
И где это море, вскормленное рекой?

"В песне  "Тем, кто ушел"  я  обращаюсь именно к Майку Науменко   потому, что мне нужно было обратиться к кому-то из этого поколения, а Майк - наиболее яркая фигура. Майк был замечательным музыкантом и поэтом, оставившим роскошное наследие. К сожалению, получилось так, что он остался в том времени. Я думаю, что если бы он перешел в наше, то он-то как раз был бы жив-здоров.  Очень был мощный человек,  он бы спокойно существовал в любой среде, а вот Джанис Джоплин с трудом себе представляю, она просто  сгорела."

Кабак назвали эстрадой, а блатняк окрестили шансоном,
Фанера в зубах весьма повышает удой.
Джанис Джоплин однажды сказала мне, что не хотела бы стать Мадонной -
Она знала всё и предпочла умереть молодой.
Так что не плачь, братан, улыбнись в экран - нам ли грустить о разлуке?
Софиты горят и будет оплачен счёт.
И ты по привычке складываешь слова и подбираешь звуки
Стараясь забыть, что кроме звуков и слов там было что-то ещё.

"В советские времена  что-то  было невозможно по определению.  Сейчас, в принципе, возможно  все, и это зависит   от тех усилий, которые ты прилагаешь.  Так что наше время меня все равно устраивает гораздо больше. Все индустриализируется с бешеной скоростью по всему миру.  Когда 20 лет назад люди писали песню, они  меньше всего думали, как ее раскрутить. Тогда не было понятия раскрутки, песня  либо становилась известной, либо не становилась, в основном  благодаря ее качеству. А сейчас сначала думают, где достать 150 тысяч долларов, а потом уже садятся сочинять  песню. В этом нет ничего хорошего, это  все постепенно превращается в производство колбасы."

А Элвис - вымышленный герой, а Битлов почти не осталось,
Да и то - линялыми фотками на стене.
Свобода накрыла нас с головой и нам казалось, что всё состоялось,
Но мы проиграли в этой войне.

"Есть вещи, которые мне не нравятся, но правила игры все равно становятся общими для всех. Я сейчас занимаюсь раскруткой "И т.д."  совсем не потому, что это мне доставляет удовольствие, а потому что мир стал таким.  Без этого о тебе  не услышат, какую бы ты замечательную пластинку не записал.  Я могу сколько угодно беситься  по этому поводу, но ничего поделать не могу." 

4. НАЛИВАЙ

"Я написал стихи к этой песне  и очень долго не знал, что с ними делать. В какой-то момент времени мы попытались сделать из него песню о "Машине" и ничего не получилось, мы не нашли нужных  музыкальных средств  для этого.  А потом, когда  я услышал, как играет пианист Евгений Борец, я ему сказал, "Давай попробуем, я тебе просто  запишу эту песню, а ты со всем  составом  попробуй ее сыграть в традиционном свинге. Он это сделал настолько замечательно, что мне сразу стало ясно, что делать с этой песней."

Наливай - что ещё осталось?
Запах листьев, осенний свет,
И, как дохлый хорёк, усталость,
И надежда, которой нет.
Этот мир не так уж чудесен -
Не щадит никого из нас.
И прошу вас - не надо песен.
Если можно, поставьте джаз.

5. ПЕСЕНКА ПРО СЧАСТЬЕ

"В принципе про эту песню  нечего рассказывать - это воспоминание о детских временах. Что касается  Алёны - главной героини песни ... то Алён много. Например, генерального директора компании  "Real Records", которая выпустила  альбом "И т.д.",  зовут Алёна Михайлова..."

Когда порой зелёною
Влюблённый был в Алёну я,
Как в воду был опущенный,
А будучи допущенным
Носил за ней в песочницу ведёрко и совок.
Когда ходили в ясли вы,
Мы с нею были счастливы,
И чтобы память сохранить о той золотой поре
Мы закопали фантики
В коробочке под стёклышком
Под старой-старой вишнею
В Алёнином дворе.

Потом мы стали взрослыми,
Вовсю махали вёслами,
И каждый думал - он один на истинном пути.
Сходились, расходилися,
Женились, разводилися,
И всё, казалось, сбудется, и счастье впереди.
Мы приняли участие
В игре по ловле счастия,
Жаль, не дошли до финиша в весёлой злой игре.
А счастье - это фантики
В коробочке под стёклышком
Сто лет назад зарытые
Под вишней во дворе.

Потом мы стали старыми,
Солидными, усталыми,
В гостях уже всё хуже нам, а дома хорошо.
Забыв о днях загубленных
Нашли себе возлюбленных,
А я вот, как ни пыжился, да так и не нашёл.
Был связан дружбой близкою
С моделью да с артисткою,
Но вспоминал, как правило, под утро на заре,
Что счастье - это фантики
В коробочке под стёклышком
Сто лет назад зарытые,
Зарытые, забытые
Под вишней во дворе.

6. НАШИМ ЛОДКАМ...

"В этой песне, как и во всем альбом, нет никакого "электричества". В начале там звучит палочка, которая делает дождь - "rain stick", она дает такой характерный звук дождя. Правда это - "палочка о двух концах":  когда начинаешь издавать звук дождя, вправду идет дождь." 

Нашим лодкам не встретиться, видно, никак -
Унесло за большие дела, за беду.
Я с почтовыми рыбами шлю тебе знак,
Что по-прежнему жив и пока ещё жду.

Я как прежде, в пути между "здесь" и "нигде",
Я срываю цветы среди россыпей льда,
Я рисую гусиным пером по воде,
И движенье пера долго помнит вода.

Я уже не прошусь ни к кому на постой,
Я смотрю на закат и плыву на восток,
И порой старый Эльм, полоумный святой,
Зажигает на мачте моей огонёк.

7. МОРЕ ЛЮБВИ

Без комментариев...

Я с детства пил лишь то, что любил,
А вовсе не то, что полезней -
Я просто не знаю, как я уцелел.
Из всех расставленных в мире сетей
Я боялся любви и болезней,
Поэтому, видимо, часто болел.
И всякий раз, со стрелой между глаз,
Когда уже все было ясно
Я вёсла бросал, и меня уносило рекой.
И я напрасно себя уверял,
Что эта болезнь прекрасна,
Забыв о том, что если больной, кому ты нужен такой?

Ветер любви ласкает нас,
А сети любви пленяют нас,
И каждый раз, как в первый раз - так заведено.
И грёзы любви смущают нас,
А слёзы любви иссушают нас,
И море любви качает нас, и мы с песней уходим на дно.

8. ВОТ И ВСЁ

Очень традиционная, очень красивая джазовая баллада. Я ее очень люблю.

Вот и всё - скоро будет рассвет.
Мы пройдем по песку вдоль воды.
Может быть, кто-нибудь через тысячу лет
Разглядит на песке эти следы.

9. МУЗЫКАНТ

"Булат Шалвович оказал на меня сильное  влияние  в детские годы  Я решил спеть именно эту песню из его огромного наследия, потому что я "услышал"  аранжировку именно к этой песне. Я  вообще не сторонник перенесения песен из одного жанра в другой - как правило, ничего хорошего их этого не выходит.  Петь под  гитару песни Окуджавы  бессмысленно, потому что он сам это делал лучше. Я увидел  другое прочтение "Музыканта",  и, по-моему,  получилось удачно. Во всяком случае его жене Ольге очень понравилось. Такая мелодия кабаре тридцатых годов  - сочетание  иронии и жалости."

Музыкант в лесу под деревом наигрывает вальс.
Он наигрывает вальс то ласково, то страстно.
Что касается меня, то я опять гляжу на вас,
Вы глядите на него, а он глядит в пространство.

10. ПУСТЫМ ОБЕЩАНЬЯМ....

"Мне кажется, эта песня написана под подспудным влиянием Окуджавы. Эта песня вполне в его духе."

Пустым обещаньям и сказкам не верьте -
И Спас не спасёт от сумы да тюрьмы.
Но жизни на свете чуть больше, чем смерти,
И света на свете чуть больше, чем тьмы.

И пусть испытанья сулит нам дорога,
Пусть новым прогнозом пугают умы,
Но дьявола всё же чуть меньше, чем Бога,
И света на свете чуть больше, чем тьмы.

Пусть спорят закат и рассвет в поднебесье,
И старые догмы затёрты до дыр -
Меж чёрным и белым всё ж нет равновесья,
И это приводит в движение мир.

Пусть зло проползло из столетья в столетье,
И небо опять закрывают дымы -
Но жизни на свете чуть больше, чем смерти,
И света на свете чуть больше, чем тьмы.

11. В ТОТ ДЕНЬ, КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ ДОРОГА

"Эта песня  была написана  довольно давно по просьбе Резо Габриадзе, когда он ставил  спектакль "Сталинград". Он только собирался его ставить,  и я ее записал  в исполнении Иры Богушевской. Там должна была быть  "песня ангела".  Я  не знаю, вошла  ли она в  спектакль,  просто я  вспомнил о ней:   мне показалось, что это - хороший финал для альбома."

В тот день, когда закончится дорога.
Земля сотрёт с лица золы и кровь,
И станет чистой для Любви и Бога,
Поскольку Бог и есть Любовь.

И все, кому в пути пришлось расстаться,
Забудут боль разлук, оставят страх,
И их сердца навек соединятся
На небесах.

"И человечество распространится  по всему космосу  и станет  единым потоком лучистой энергии,  которая мгновенно  пронизывает пространство и время, все знает и ничего  не хочет, что является  прерогативой Богов". Это слова Циолковского.